Советы логопеда

Опубликовано: 24.04.2024

Альтернативные способы коммуникации с неговорящими детьми.

Неговорящий ребенок является такой же полноценной личностью, как и дети, у которых отсутствуют какие-либо дефекты речи. При этом если ребенок не обладает навыком вербальной речи, то это не значит, что он не хочет и не может общаться. А общаемся мы по-разному и используем для этого не только слова, потому что свои чувства и мысли можно выразить через эмоции, мимику, жесты, рисунки и другие неречевые способы общения, которых достаточно много.

Сегодня мы расскажем вам о том, что такое АДК – альтернативная и дополнительная коммуникация, а также о том, какие способы общения с ребенком доступны, если он не говорит.

Что такое АДК?

Для большинства родителей неговорящих детей основная сложность заключается в том, чтобы понять желания и потребности своего ребенка. Ранний доступ к средствам АДК позволит снизить уровень проблемного поведения, а также дать таким детям реальную возможность общаться и получать доступ к желаемым им предметам.

АДК – это целая система знаний о различных средствах общения, которые были разработаны специально для людей, у которых полностью отсутствует способность разговаривать, либо у них есть серьезные проблемы с речью. Иными словами, эта система может использоваться не только в работе с неговорящими детьми, но и в случае, если речь неразборчива и/или есть нарушение понимания речи.

Она включает в себя 2 направления:

Альтернативная коммуникация. Подразумевает все виды неголосового общения и особенно актуальна в тех случаях, если у ребенка полностью отсутствует устная речь с рождения по причине нарушений развития, либо в результате генетического нарушения или травмы. Альтернативная коммуникация предполагает, что вы общаетесь с ребенком без использования речи.

Дополнительная коммуникация. Она помогает людям, у которых есть речь, но она затруднена по каким-то причинам. К примеру, у детей, которые только начинают говорить, либо у взрослых, чья речь стала невнятной из-за перенесенной травмы или другого патологического фактора.
Необходимо понимать, что использование АДК не является крайней мерой, а является эффективным способом для развития коммуникации и языковых навыков.

Использование средств АДК оказывается крайне эффективным для детей, у которых полностью отсутствует речь. Если ребенок никогда в своей жизни не разговаривал, то зачастую он демонстрирует агрессивное и проблемное поведение, потому что у него элементарно нет других способов сообщить о своих чувствах и потребностях. Применение средств альтернативной коммуникации позволяет дать ребенку эффективный способ для неголосового общения с другими людьми. Существует несколько популярных способов АДК, о которых мы поговорим более подробно.

Коммуникативные книжки.

Это своеобразный «словарь» с фотографиями и картинками, которые относятся к жизни самого ребенка. Также могут содержать записи разговоров на повседневные темы. С помощью картинок он может нормально коммуницировать в бытовой жизни, прося дать игрушку или какой-нибудь другой предмет, указывая на соответствующее изображение в книжке. С помощью картинок можно выстраивать и полноценные фразы.

Необходимо, чтобы содержание этой книжки соответствовало возрасту ребенка, а все картинки и темы разговоров имели для него значение.
Данная система предполагает использование естественных жестов, которые все мы осваиваем, живя в определенной культуре, а также различные жестовые программы: жестовая речь Пагет Гормана, Макатон и т.д. Системы жестов могут использоваться как вспомогательная программа (жестовый язык используется одновременно с речью и когда появляется четкая речь, то жесты убираются), либо как альтернативная, когда жесты полностью замещают речь.

Коммуникаторы с синтезатором речи.

Самые простые устройства производят одно сообщение при нажатии на кнопку («Привет» и т .д.). Кнопки могут быть с твердым нажатием, мягкие или сенсорные, в зависимости от возможностей ребенка.

Такое устройство позволяет дать неговорящим детям «голос». После его выбора необходимо будет определить рабочий словарь и основные ситуации, которые побуждают ребенка использовать данное устройство.

При этом реакция окружающих на нажатие кнопки ребенком крайне важна. Она позволяет ему понять, что его желание правильно поняли и он получил необходимый отклик.

Интерактивные коммуникационные доски.
Они представляют собой визуальные символы, которые организованы по определенным темам. Доски могут быть разного формата в зависимости от той ситуации, в которой они требуются.

Карточки PECS.
PECS – это система, которая предполагает обмен карточек, и она подходит для большинства детей, у которых есть проблемы с общением и речью. С помощью карточки ребенок сообщает о какой-то своей просьбе, высказывает мнение по поводу определенного события, отвечает на вопрос и т.д. Сначала дети коммуницируют при помощи отдельных картинок, но в дальнейшем они учатся комбинировать сразу несколько карточек, создавая тем самым более сложные высказывания.

Основное условие при работе с карточками PECS – это готовность ребенка к преднамеренному общению, желание что-то сказать или сделать. Данная система в первую очередь используется с невербальными детьми, но может быть полезна и в тех случаях, если речь нечленораздельна, либо состоит в основном из эхолалий.

Какое средство альтернативной коммуникации выбрать?

Не существует строгих рекомендаций по поводу такого, какое именно средство АДК является более эффективным или рекомендуемым к использованию. Это всегда индивидуальный вопрос, потому что этот выбор напрямую зависит от особенностей и возможностей конкретного ребенка. К примеру, если у ребенка функция руки сильно ограничена, и он не может пользоваться обычными карточками с картинками, то может применяться Eye-tracking – это высокотехнологичный способ управления взглядом, который регистрируется оптическим сенсором устройства, позволяя фиксировать его траекторию. Иными словами, ребенок указывает взглядом на картинку, которая выражает его эмоции, является ответом на вопрос и т.д.

Правильно будет сказать, что используется не одно средство, а их сочетание, потому что они могут успешно дополнять друг друга (неговорящий ребенок может пользоваться как жестами, так и картинками).

Работа по внедрению АДК позволяет невербальным детям вступать в общение как дома, так и в школе, различных жизненных ситуациях, тем самым развиваясь и социализируясь.
Родителям важно всегда поощрять своего ребенка, почаще его хвалить, чтобы он больше проявлял желания к общению. Если этого не делать, то начнет замыкаться в себе и не будет чувствовать себя полноценной частью этого мира.

При развитии коммуникации крайне важно следить за тем, чтобы никакие доступные ребенку навыки не были упущены. Это умение просить, комментировать, выбирать, отказываться от чего-то, задавать вопросы и отвечать на них, делиться своими впечатлениями, т.е. всем тем, что делает любой ребенок, у которого нет проблем с речью.